|
Колесная
пара (рис.1) является одной из главных частей вагона. Она направляет
движение по рельсовому пути и воспринимает все нагрузки, передающиеся
от вагона на рельсы и обратно.
Безопасность движения поездов во многом зависит
от конструкции, материала, технологии изготовления и ремонта колесных
пар, а также качества их осмотра. Конструкция и состояние колесных
пар оказывают влияние на плавность хода, величину сил, возникающих
при взаимодействии вагона и пути, и сопротивление движению.
Колесные пары классифицируются:
- по
типу оси;
- по
типу колеса;
- по назначению (пассажирские, грузовые,
унифицированные);
- по допускаемой нагрузке.
|
Рис.1.
Колесная пара : 1- ось; 2- укрепленное на оси колесо.
|
Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром
колес. В вагонах магистральных железных дорог широкой колеи, кроме
моторных и прицепных вагонов электросекций, а также вагонов дизель-поездов,
имеются колесные пары пяти типов (см. табл.). Согласно ГОСТ 4835-71
колесные пары, предназначенные для букс с подшипниками качения,
изготовляют только двух типов-РУ1-950 и РУ1Ш-950 вагонов.
Тип
колесной пары
|
Тип
оси
|
Тип
колеса
|
Диаметр колес,
мм
|
Допускаемая нагрузка
|
Груз.,т
|
Пасс., т
|
РУ-1050
РУ-950
РУ1-950
РУ1Ш-950
|
РУ
РУ
РУ1
РУ1Ш
|
I
II
II
II
|
1050
950
950
950
|
22
23,25
23,25
23,25
|
-
18
18
18
|
РУ - роликовая унифицированная
с подшипниками на втулочной посадке;
РУ1 - роликовая унифицированная с подшипниками
на горячей посадке;
РУ1Ш - роликовая унифицированная с подшипниками
на горячей посадке с креплением подшипника торцевой шайбой;
Существует стандарт, который
распространяется на оси колесных пар грузовых и пассажирских вагонов,
вагонов электропоездов и немоторных вагонов дизель-поездов магистральных
железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Этим стандартом является
ГОСТ 22780-93 (ИСО 1005-9-86).
При проектировании вагона
необходимо учесть не только тип тележки, которая будет подкатываться
под вагон, но и тип колесной пары.
Рассчитаем ось колесной пары. Определим наименьшие
допускаемые диаметры ее расчетных сечений (в конечном итоге мы получим
диаметры расчетных сечений - рис.2).
,где
М - изгибающий момент
от действия расчетных нагрузок в расчетном сечении оси,
-допускаемое
напряжение для расчетного сечения оси.
Изгибающие моменты от расчетных нагрузок в сечениях
шейки, подступичной части и средней части оси следующие:
hK - высота
центра тяжести вагона от оси колесной пары;
21 - расстояние между серединами
шеек оси;
212 -
длина шейки оси;
2s - расстояние между кругами
катания колес;
rк - радиус
колес;
PO - статическая нагрузка на ось
от веса вагона брутто, вычисляется по формуле:
,
где
mбр -
масса вагона брутто;
mо - число
колесных пар в вагоне;
mкг -
масса колесной пары.
|
Рис.2.
Ось колесной пары.
|
Допускаемые напряжения для каждого сечения оси:
[
]1=100 Мпа
[
]2=140 МПа
[
]3=130 МПа
Исходя из выше представленных формул легко получить
диаметры расчетных сечений колесной пары, а из расчетных диаметров
выбрать колесную пару. Например, получили d1=112,3мм;
d2=175,5мм; d3=168,7мм.
Выбираем колесную пару с осью РУ1, у которой d1=130мм;
d2=194мм; d3=165мм,
диаметр колеса 950мм.
Проверка колеса на прочность:
dкол 3.8
Po
|