Главная     
     Конструкция вагона

Кузов

Тележки

Автосцепка

Тормоз

Изоляция
 
     Статьи

Депо для высокоскоростных поездов

Теория по динамике вагонов
 
     Расчёты

Надежность

Расчет кузова на прочность

Расчет ходовых частей

Расчет автосцепки
   

Определение основных размеров колесной пары.
Расчет оси и колеса
.

   Колесная пара (рис.1) является одной из главных частей вагона. Она направляет движение по рельсовому пути и воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы и обратно.
   Безопасность движения поездов во многом зависит от конструкции, материала, технологии изготовления и ремонта колесных пар, а также качества их осмотра. Конструкция и состояние колесных пар оказывают влияние на плавность хода, величину сил, возникающих при взаимодействии вагона и пути, и сопротивление движению.
   Колесные пары классифицируются:

  • по типу оси;
  • по типу колеса;
  • по назначению (пассажирские, грузовые, унифицированные);
  • по допускаемой нагрузке.
Рис.1. Колесная пара : 1- ось; 2- укрепленное на оси колесо.

   Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром колес. В вагонах магистральных железных дорог широкой колеи, кроме моторных и прицепных вагонов электросекций, а также вагонов дизель-поездов, имеются колесные пары пяти типов (см. табл.). Согласно ГОСТ 4835-71 колесные пары, предназначенные для букс с подшипниками качения, изготовляют только двух типов-РУ1-950 и РУ1Ш-950 вагонов.

Тип колесной пары
Тип оси
Тип колеса
Диаметр колес, мм
Допускаемая нагрузка
Груз.,т
Пасс., т

РУ-1050

РУ-950

РУ1-950

РУ1Ш-950

РУ

РУ

РУ1

РУ1Ш

I

II

II

II

1050

950

950

950

22

23,25

23,25

23,25

-

18

18

18

   РУ - роликовая унифицированная с подшипниками на втулочной посадке;
   РУ1 - роликовая унифицированная с подшипниками на горячей посадке;
   РУ1Ш - роликовая унифицированная с подшипниками на горячей посадке с креплением подшипника торцевой шайбой;

   Существует стандарт, который распространяется на оси колесных пар грузовых и пассажирских вагонов, вагонов электропоездов и немоторных вагонов дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Этим стандартом является
ГОСТ 22780-93 (ИСО 1005-9-86).

    При проектировании вагона необходимо учесть не только тип тележки, которая будет подкатываться под вагон, но и тип колесной пары.
   Рассчитаем ось колесной пары. Определим наименьшие допускаемые диаметры ее расчетных сечений (в конечном итоге мы получим диаметры расчетных сечений - рис.2).
           ,где
      М - изгибающий момент от действия расчетных нагрузок в расчетном сечении оси,
      -допускаемое напряжение для расчетного сечения оси.
   Изгибающие моменты от расчетных нагрузок в сечениях шейки, подступичной части и средней части оси следующие:
         
      hK - высота центра тяжести вагона от оси колесной пары;
      21 - расстояние между серединами шеек оси;
      212 - длина шейки оси;
      2s - расстояние между кругами катания колес;
      rк - радиус колес;
  PO - статическая нагрузка на ось от веса вагона брутто, вычисляется по формуле:
          , где

      mбр - масса вагона брутто;
      mо - число колесных пар в вагоне;
      mкг - масса колесной пары.

Рис.2. Ось колесной пары.

Допускаемые напряжения для каждого сечения оси:
      [ ]1=100 Мпа
      [ ]2=140 МПа
      [ ]3=130 МПа
  Исходя из выше представленных формул легко получить диаметры расчетных сечений колесной пары, а из расчетных диаметров выбрать колесную пару. Например, получили d1=112,3мм; d2=175,5мм; d3=168,7мм. Выбираем колесную пару с осью РУ1, у которой d1=130мм; d2=194мм; d3=165мм, диаметр колеса 950мм.
    Проверка колеса на прочность:
   dкол  3.8 Po

Кузова с хребтовой балкойГлавнаяОсновные типы тележек

  Главная    Конструкция    Информация    Расчеты    Литература    Гостевая


© Copyright by Sukhov Andrey
 
Hosted by uCoz