|
Железнодорожный транспорт в настоящее время занимает ведущую роль,
являясь основным видом транспорта в России. Для нормальной деятельности
железнодорожного транспорта необходимы соответствующее развитие
и взаимная слаженность в работе всех его звеньев - отраслей. Вагонное
хозяйство с его основой - вагонным парком - является одной из главных
и сложных отраслей железнодорожного транспорта.
Вагоном называется единица железнодорожного подвижного
состава, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов.
Большое значение имеет рациональность конструкций
вагонов и их технико-экономических показателей, определяющая удобство
перевозок пассажиров, провозную способность дорог, возможность широкого
внедрения комплексной механизации и автоматизации при изготовлении
и ремонте вагонов, а также их эксплуатации (формировании поездов,
выполнении погрузочно-разгрузочных операций и др.), размеры капитальных
вложений и себестоимость перевозок.
Современный парк вагонов отличается многообразием
их типов и конструкций. Это обусловлено необходимостью удовлетворения
различным требованиям перевозок: наибольшая провозная способность
железных дорог, обеспечение комфорта пассажирам, сохранение ценных
качеств скоропортящихся грузов, предупреждение повреждений хрупких
грузов, защита ряда грузов от атмосферных осадков, универсальность,
максимальное использование грузоподъемности и др.
Этими же факторами определяется сложность конструкций
вагонов, оснащенных автоматическим тормозом, автоматической сцепкой,
ходовыми частями, обеспечивающими движение с высокими скоростями,
необходимой плавностью, малым сопротивлением и т. п. В зависимости
от назначения вагоны оснащены также устройствами теплоизоляции,
отопления, охлаждения, вентиляции, электрооборудования и др.
Современные виды тяги позволяют формировать тяжеловесные
грузовые поезда, развивать большие скорости движения и осуществлять
безостановочные пробеги на большие расстояния. Это определяет высокие
требования к обеспечению надежности и долговечности конструкций
вагонов, осуществлению контроля за их состоянием в короткие сроки,
в том числе в неудобных условиях осмотра на станциях. Обеспечение
безопасности движения - важнейшее требование к устройству и содержанию
вагонов.
Вагоны бывают несамоходные, перемещение которых
осуществляется локомотивами, и самоходные, называемые автовагонами,
которые для передвижения имеют свою энергетическую установку (автомотрисы,
трансферкары, дизель-поезда) или получают энергию от контактной
сети (электропоезда, вагоны метро).
Вагоны разделяются по назначению, технической
характеристике и месту эксплуатации.
По своему назначению вагоны разделяются на две
основные группы - пассажирские и грузовые.
|