|
В
отличие от конструкции без хребтовой балки рассматриваемый кузов
имеет сквозную хребтовую балку. Кузов такого вагона (рис.
2) состоит из рамы 9 с металлическим настилом пола 14, боковых 2
и торцовых 5 стен и крыши 1. Все элементы кузова изготовлены из
углеродистой стали марок Ст.З и Ст.4 (ГОСТ 380-60) и качественной
углеродистой конструкционной стали марки 15 (ГОСТ 1050-60). В
боковых стенах предусмотрены проёмы для окон 3 и дверей 12 с подножками
11 и поручнями 13. Под полом кузова находится ящик 8 для хранения
использованного белья. В торцовых стенах кузова также предусмотрены
проёмы 7 для дверей, служащих проходными между вагонами. С внешней
стороны проёма 7 установлена металлическая рамка 6, к которой крепятся
уплотнитель-ные элементы упругой переходной площадки. На торцовой
стене тормозного конца вагона установлена откидывающаяся лестница
4, предназначенная для подъёма на крышу людей. Кузова с тележками
соединяется через пятники 10. На крыше предусмотрены дефлекторы
15, обеспечивающие естественную вентиляцию помещений вагона.
|
Рис.2. Кузов пассажирского
вагона с хребтовой балкой
|
Рама
кузова (рис. 3) состоит из хребтовой 10, двух шкворневых 11,
двух концевых (буферных) 6 и трёх поперечных промежуточных балок,
расположенных между шкворневыми. Основной частью рамы является хребтовая
балка 10, которая воспринимает продольные толчки и тяговые усилия,
а также вертикальные нагрузки от веса вагона и пассажиров. В первых
конструкциях ЦМВ хребтовая балка изготовлялась из двутавровых балок
№ 30с. Впоследствии для снижения веса вагона двутавры были заменены
швеллерами №30а (ОСТ 10017-39) сечением 300х85х7,5 мм (вес одного
1 пог. м двутавра №30с составляет 57,4 кг. а швеллера №30а - 34,4
кг).
С 1962 т. конструкция хребтовой балки была снова
изменена. Для увеличения толщины стенок в местах крепления упорных
кронштейнов (по концам балок) швеллеры хребтовой балки делали составными
из трех частей - по концам на длине 5 м из швеллера № 30в (ГОСТ
5267-63) сечением 300х87х9.5 мм. по середине - из швеллера № 30
(ГОСТ 8240-56) сечением 300х100х6,5 мм.
Хребтовая балка 10 выполнена из швеллеров № 30,
которые в средней части по всей своей длине связаны между собой
поперечными диафрагмами 15, по концам они соединены задними 4 и
передними 2 упорами автосцепки, объединёнными с розеткой 1. С целью
ограничения перемещения тягового хомута вверх к хребтовой балке
сверху приварены планки 17, а междуупорами 2 и 4 к вертикальным
стенкам швеллеров установлены планки 3, защищающие от истирания
швеллера поглощающими аппаратами. На участках между задними упорами
и шкворневыми балками хребтовая балка усилена листами 16.
Отдельные части балок соединяются между собой
с помощью дуговой электросварки.
|
Рис.3. Рама кузова
пассажирского вагона с хребтовой балкой
|
Шкворневая
балка, предназначенная для передачи нагрузки от кузова на
тележку, сварная, коробчатого сечения, состоит из двух вертикальных
12, нижнего 11 и верхнего горизонтального листов. Причём, ближе
к концам шкворневые балки уменьшаются в размерах. В пересечении
с хребтовой балкой к нижним листам шкворневых балок на болтах крепятся
пятники 5, а по бокам - скользуны, в зоне размещения которых вварены
усиливающие рёбра 13. Скользун состоит из стальной литой плиты,
приваренной к листу, и сменной накладки, прикрепленной к плите с
помощью болтов. Сменные накладки изготовляются из стали марки 45,
закаливаются и шлифуются.Надпятниковые зоны укреплены крестовинами
14, диафрагмами 21 и рёбрами 22. Каждая из концевых балок 6 выполнена
из двух швеллеров № 30, соединённых с хребтовой балкой ударной розеткой
1 автосцепки, а снизу они связаны фигурным листом 9, имеющим отбортовку
18. В местах постановки буферных комплектов эти зоны усилены рёбрами
жёсткости 8, 19, 20 к планками 7.
Металлический пол 2 (рис. 4) в консольных
частях рамы выполнен из гладкого листа углеродистой конструкционной
стали марки 15 толщиной 3 мм, а на участках между шкворневыми балками
3 - из гофрированного 4 толщиной 2 мм. Соединённые сваркой в единую
конструкцию листами пола 2 и 4, концевых 1, шкворневых 3, хребтовой,
основных 8 и вспомогательных поперечных, а также боковых продольных
6 балок и подкрепляющими балками 5 и 13, обеспечивается необходимая
прочность кузова при действии эксплуатационных нагрузок. Вспомогательные
балки: 7 служит для крепления тормозного оборудования, 9 - для высоковольтного
контакторного ящика, 10 - для бельевого ящика и др., балки 11предназначены
для крепления котла отопления. Пол в тамбурах покрыт гладким фигурным
листом 12 с вырезами для размещения подножек, пространство над подножками
на уровне пола перекрывается откидывающимися крышками.
|
Рис.4. Рама пассажирского
вагона с настилом пола
|
До
1960 г. листы пола на участке между шкворневыми балками ставились
плоскими. С внедрением в конструкцию пола гофрированных листов вместо
плоских значительно повысилась работоспособность пола и кузова вагона
в целом, так как плоская форма не может способствовать существенному
воспринятию полом основных нагрузок вагона (рационально используется
только 30% металла пола ).
|