Главная     
     Конструкция вагона

Кузов

Тележки

Автосцепка

Тормоз

Изоляция
 
     Статьи

Депо для высокоскоростных поездов

Теория по динамике вагонов
 
     Расчёты

Надежность

Расчет кузова на прочность

Расчет ходовых частей

Расчет автосцепки
   

Депо для высокоскоростных поездов

4. Становление депо электропоездов будущего в России

4.1. Депо Металлострой

   Согласно программе организации скоростного движения пассажирских поездов на линии Санкт-Петербург - Москва, на станции Металлострой Октябрьской дороги создается депо, где будут совмещены эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт кардинально отличающихся друг от друга по конструкции и исполнению электропоездов "Сокол" и ЭР2Т. Эти поезда предназначены для обслуживания соответственно скоростного междугородного и пригородного сообщений. Проект депо разработан АООТ "Ленгипротранс" совместно с головным разработчиком технологических процессов и оборудования ПКБ ЦТ МПС.

4.1.1. Особенности оснащения депо Металлострой

   Согласно основным положениям системы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания электропоездов ЭР2Т, модели эксплуатации и организации работ по текущему содержанию электропоездов "Сокол", а также с учетом зарубежного опыта было принято решение об организации технического обслуживания и текущего ремонта электропоездов ЭР2Т и "Сокол" в отдельных цехах на специализированных ремонтных стойлах. Узлы и агрегаты, демонтированные с электропоезда "Сокол", намечено ремонтировать в соответствующих цехах по возможности совместно с аналогичными узлами и агрегатами электропоезда ЭР2Т. Для остального оборудования, подлежащего восстановлению на сторонних предприятиях, предусмотрено создать должные условия для хранения и отгрузки на эти предприятия.
   Разработан также проект цеха технического обслуживания ТО-3 и текущего ремонта ТР-1, ТР-2 электропоездов ЭР2Т. Он представляет собой типовой производственный корпус с тремя стойловыми путями, отдельные участки которых оборудованы смотровыми канавами и эстакадами. Для выполнения ТО-3 и ТР-1 в стойловой части цеха предусмотрены смотровые эстакады на опорных стойках. Устройство пола главного рабочего уровня на отметке 1,2 м ниже уровня головки рельсов и его покрытие обеспечивают нормальную эксплуатацию агрегатов на аэростатических опорах. По данным АООТ "Ленгипротранс" сметная стоимость строительства эстакад на 35 % ниже, чем типовых смотровых канав.
   Доступ в зоны обслуживания осуществляется стационарными и мобильными рабочими площадками, которые в комплексе должны обеспечивать одновременную работу на всех трех уровнях ремонтного стойла. Обслуживание подкузовного оборудования, экипажной части с боковых сторон эстакады и под вагонами ведется как с главного рабочего уровня, так и с передвижных платформ высотой 0,6 м. Работы по наружной обшивке вагонов вход в салоны осуществляются с передвижных трапов с высотой площадки 2,4 м.
   Чтобы вывешивать и прокручивать колесно-редукторные блоки при диагностике и заменять вспомогательные машины электропоезда на эстакаде, разрабатываются специальные агрегаты на аэростатических опорах. Стойло ТР-2 предназначено для постановки одной секции ЭР2Т. Оно оборудуется по типовому проекту, дополненному стендом разборки и сборки моторных тележек, участком ревизии и смены колесных пар прицепных тележек, механизированной позицией ремонта и испытания колесно-редукторных блоков в объеме ТР-3, мобильными установками контроля, испытания и регулировки электрооборудования силовых и вспомогательных цепей непосредственно на вагонах.

4.1.2. Организация работ по текущему содержанию электропоездов

   Проектные решения, связанные с созданием ремонтной базы электропоездов "Сокол", были приняты по модели, определяющей виды технического обслуживания и текущего ремонта, периодичность и сроки их проведения, перечень и объем выполняемых работ. Соответственно техническое обслуживание ТО-1 осуществляется при приемке и сдаче электропоезда по обороту в пунктах отстоя. ТО-2 выполняется ежесуточно, после двух полных оборотов и пробеге 1700 км на участках обращения, а ТО-3 - ежемесячно при пробеге 50 тыс. км.
   На рис. 15 приведена циклограмма текущих видов ремонта и их периодичность. В интервалах ремонтного цикла каждый последующий текущий ремонт ТР-2 отличаемся о г предыдущего установленным объемом и перечнем обязательных работ, выполняемых с периодичностью один раз в три года на основе ресурсных характеристик наиболее ответственных узлов и агрегатов электропоезда. Согласно принятому регламенту, при каждом втором текущем ремонте ТР-2, как и при ТР-3, предусмотрена сплошная замена выработавших ресурс тележек.

Рис 15. Циклограмма текущих видов ремонта электропоезда "Сокол"

   Исходя из характеристик и специфических особенностей технологии различных видов текущего ремонта, были изучены возможности совмещения и концентрации процессов восстановления ресурса. На этой основе приняты проектные решения по ремонтному комплексу электропоездов "Сокол".
   Он представляет собой путевое развитие с соответствующим расположением блока производственных корпусов; архитектурно-планировочный проект разработан с учетом их функционального назначения. Цех технического обслуживания и текущего ремонта располагается в отдельном производственном корпусе длиной 354 м с пролетом 27 м и тремя тупиковыми стойловыми путями.
   Стойловая часть цеха - это комбинация комплекса сооружений, которые подобны созданным в депо Гамбург и Мюнхен. Они образуют ремонтные стойла, каждый из которых по техническому исполнению, оснащению и расположению площадок специализирован под определенный вид ремонта (рис.16). Расположенные рядом два стойла, оборудованные смотровыми канавами эстакадного типа с рабочей площадкой на глубине 1.75 м от уровня головки рельсов, предназначены для технического обслуживания ТО-2, ТО-3 и текущего ремонта ТР-1. Пол цеха, прилегающий к этим стойлам, расположенный на 0,95 м ниже уровня головки рельсов - главный рабочий и транспортный уровень. В смотровые канавы между рельсами легко попасть как с торца, так и с боковых сторон. Строительство таких канав по данным АООТ "Ленгипротранс" на 10-12 % дешевле, чем традиционных. Третье стойло отведено под текущий ремонт ТР-2 и ТР-3, где осуществляется плановая замена выработавших ресурс тележек, узлов и агрегатов. Оно представляет собой эстакаду на опорах с главными рабочими уровнями, расположенными параллельно по разные стороны стойлового пути ниже уровня головки рельсов соответственно на 0,95 и 2,4 м.

Рис.16. Рабочие уровни и ремонтное оборудование цеха ТО и ТР электропоездов "Сокол" в депо Металлострой

   Такое проектное решение позволило свести к минимуму число подъемно-транспортных агрегатов для работы с площадки на отметке 0,95 м ниже уровня головки рельсов. Замена тележек на смотровой эстакаде проводится с площадки, пониженной на 2,4 м. Чтобы было удобно заменять тележки без перемещения электропоезда, эстакада в местах расположения каждой из них оборудована путевыми мостками с системой блокировки и стыковки, выдвижными опорами для вывешивания кузовов и нишами между отдельными опорными стойками 4 эстакады (см.рис.16) в месте их примыкания к рабочей площадке на глубине 0,95 м.
   Для замены тележек предусмотрен подъемно-транспортный агрегат грузоподъемностью 15 т на аэростатических опорах, который может перемещаться в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Это позволяет без маневрирования завести его с тележкой под любой путевой мостик эстакады, установить на рабочую позицию, выполнить работы по ее демонтажу и разъединению с кузовом вагона, опустить на требуемую глубину и вывести под перегрузку в подкрановую зону вспомогательного участка. Подготовительные работы по демонтажу и разъединению могут быть выполнены предварительно с самоходных рабочих агрегатов 2 и 3, предназначенных для технического обслуживания подкузовного оборудования.
Замена модулей подвагонного оборудования электропоездов на эстакаде предусмотрена с ее боковых сторон. Она осуществляется подъемно-транспортными агрегатами двух модификаций на аэростатических опорах, которые предназначены для применения на рабочих площадках, пониженных на 0,95 и 2,4 м.
   Техническое обслуживание экипажной части, доступ к которой затруднен с главного рабочего уровня, выполняется из смотровой канавы с тележки 1, которая оборудована подъемной платформой с ручным приводом, перемещающейся по дну канавы на глубине 1,75 м. На эстакаде ремонтного стойла ТР-2 и ТР-3 это делается с рабочих платформ на самоходных агрегатах 2 и 3, перемещающихся по полу площадки на отметке 2,4 м ниже уровня головки рельсов вдоль опорных стоек эстакады с внутренней и наружной ее сторон. Вход в салоны с пола цеха предусмотрен с передвижных площадок трапного типа на уровне входа в вагон, которые могут быть использованы также для выполнения работ по наружной обшивке.
   Для технического обслуживания крышевого оборудования предлагается в каждом ремонтном стойле использовать комплекты подвесных площадок, которые перемещаются вдоль боковых сторон электропоезда на уровне крыши и обеспечивают доставку ремонтного персонала на место работы. Каждый из этих комплектов 5 - это тандем из основной и вспомогательной площадок, которые синхронно перемещаются по отдельным направляющим, прикрепленным к несущим конструкциям перекрытия цеха. Площадки оборудованы системой ограждения от падения, откидными мостками для перехода на крышу вагона. Основная площадка оборудована консольным краном 6 грузоподъемностью 0,5 т и пультом управления тандемом. На рабочей позиции комплект трансформируется, образуя с крышей вагона единую рабочую площадку.
   Таким образом, рассмотренное технологическое оборудование в виде мобильных рабочих площадок в комплексе с главным рабочим уровнем, расположенным на разных отметках (0,95 и 2,4 м ниже уровня головки рельсов), обеспечивает беспрепятственный доступ к объектам технического обслуживания и ремонта на всех трех уровнях - начиная с замены тележек под загонами состава электропоезда и кончая установкой полозов токоприемников на крышах трансформаторных вагонов.
   К цеху ТО и ТР примыкает производственный корпус, имеющий пролет 18 м и уровень пола на нулевой отметке. Часть его производственных площадей отведена под мастерские ремонта специфических узлов и агрегатов электропоезда "Сокол", впервые применяемых на отечественном подвижном составе. Другая часть, оборудованная рельсовыми путями и мостовым краном грузоподъемностью 12,5 т, предназначена для накопления переходного комплекта тележек, поступающих из заводского ремонта, а также для отгрузки выработавших ресурс тележек.
   Передачу тележек из цеха на участок и обратно предусмотрено осуществлять по двум отдельным переходам открытого типа в местах примыкания зданий цеха и вспомогательного участка. Каждый из переходов представляет собой устройство в виде приямка с рабочей площадкой и порталом, соединяющим пол цеха на отметке 2,4 м ниже уровня головки рельсов с подкрановой зоной вспомогательного участка на нулевой отметке. Это позволяет завести подъемно-транспортный агрегат с разъединительным мостиком и тележкой непосредственно на позицию перегрузки.
   Разработано и оборудование для технического обслуживания, диагностики ряда ответственных узлов и агрегатов электропоезда "Сокол". Это переносные и мобильные средства технического диагностирования вспомогательного, силового электрооборудования, комплексов бортовых систем управления поездом, жизнеобеспечения пассажиров в вагонах, не стандартизированное оборудование для ремонта и испытания большинства демонтированных узлов и агрегатов (за исключением тех, производство которых предусмотрено по кооперации на сторонних предприятиях).
   Впервые в отечественной практике будет внедрен комплекс, осуществляющий техническую диагностику колесных пар в процессе движения электропоезда бесконтактным способом. Этот комплекс оснащен различными по функциональному назначению напольными устройствами телеметрического контроля и измерений с персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с другими компьютерными системами. Он располагается на отдельном прямом участке пути, через который электропоезда пропускаются в стойла ремонтных цехов, вспомогательного корпуса и парки отстоя. При проходе электропоезда через участок комплекса со скоростью не более 6 км/ч для каждой колесной пары выполняется дефектоскопия бандажей с контролем состояния их поверхности и замером геометрических параметров. Получаемые результаты через локальную сеть передаются соответствующим потребителям компьютерной информации, а при выявлении дефектов, устранение которых требует обточки, - в компьютерную систему управления колесообрабатывающим станком. Обточка колесных пар без выкатки предусмотрена в отдельном производственном помещении на специализированном стойле, оборудованном двухсуппортным станком фирмы "Хегеншайдт" (ФРГ). Он позволяет в автоматическом режиме, исходя из допускаемых отклонений диаметров комплекта колесных пар электропоезда, определять оптимальные параметры обработки профиля бандажей.
   Для подготовки электропоездов в очередной рейс предусмотрен производственный корпус с двумя сквозными стойловыми путями - отдельно для электропоездов "Сокол" и ЭР2Т. Они оснащены технологическим оборудованием, обеспечивающим наружную обмывку вагонов, экипировку и уборку салонов, причем в зимний сезон - и оттаивание оборудования под составом, а для ЭР2Т - сушку изоляции обмоток тяговых электродвигателей. Для наружной обмывки вагонов предусмотрена хорошо зарекомендовавшая себя установка фирмы "Везумат" (ФРГ). В автоматическом режиме в соответствии с заданной программой она выполняет весь технологический процесс обмывки, начиная с предварительного обогрева или охлаждения наружной обшивки вагонов. Процесс завершается сушкой перед перемещением на следующую позицию. Расчетное время на наружную обмывку электропоезда ЭР2Т из 10 вагонов длиной 202 м составляет 20-24 мин., а "Сокола" из 12 вагонов длиной 323 м - 35-40 мин.
   Позиции уборки и санитарной обработки вагонов оснащаются средствами и устройствами, обеспечивающими высококачественную подготовку электропоездов к рейсу. Так, для уборки салонов электропоезда ЭР2Т предусматривается стационарная вакуумная установка с разводящей сетью в комплексе с устройством отсоса пыли и увлажнения, которые располагаются вдоль всей позиции, что обеспечивает одновременную уборку всего состава.
   На электропоезде "Сокол" подобные работы должны осуществляться переносными средствами малой механизации, включая пылесосы и полотеры промышленного назначения. Санитарная обработка выполняется специальным оборудованием, располагаемым вдоль рельсовых путей позиции с комплектами устройств, индивидуальных для каждого вагона. Их назначение - опорожнение и промывка туалетных баков вакуумным способом, прием и сброс сточно-фекальных вод в канализацию, экипировка. Все вагоны обслуживаются одновременно в течение не более 30 мин. Аналогичными устройствами оборудована позиция обслуживания электропоездов ЭР2Т, где требуется промывка туалетов и заправка водой головных вагонов.
   Предусмотрено создание автоматической системы управления депо (АСУД) на базе персональных ЭВМ. Она предназначена для планирования, управления и организации работы депо, рационального расходования ресурсов, регулирования информационных потоков и обеспечения взаимодействия структурных подразделений внутри и вне депо через телекоммуникационную связь с АСУ вышестоящих отраслевых структур управления и сторонних предприятий-партнеров.
   Объектами автоматизации, где будут использованы информационные технологии АСУ, являются производственные подразделения и органы управления на всех уровнях, образующих инфраструктуру депо. Это позволит решать задачи, связанные с оперативным управлением, анализом, учетом и отчетностью во всех сферах деятельности предприятий локомотивного хозяйства.
   Оптимизация производственных процессов, выполняемых на ремонтных стойлах, управление комплексом средств технологического оборудования осуществляются отдельной подсистемой, входящей а состав АСУД. Она обеспечивает:

  • сбор и обработку информации о техническом состоянии наводящихся в пути следования электропоездов "Сокол", выдаваемой бортовой аппаратурой диагностики и позволяющей до прибытия поездов в депо определить дополнительный объем работ, предварительно спланировать и организовать их техническое обслуживание и ремонт;
  • контроль за ходом технологических процессов и выдачей информации о готовности электропоездов к выпуску на линию;
  • ввод и обработку информации от средств технического диагностирования и испытаний в компьютерную систему управления технологическим оборудованием, другим информационным потребителям.

   АСУД дополняется системой промышленного телевидения, обеспечивающей визуальное наблюдение за ходом работ на ремонтных стойлах и позициях, круглосуточный контроль за ситуацией на территории депо и в парках отстоя электропоездов.

 

Техническое содержание и обслуживание поездов в ВеликобританииГлавнаяК оглавлению

  Главная    Конструкция    Информация    Расчеты    Литература    Гостевая


© Copyright by Sukhov Andrey
 
Hosted by uCoz