|
4. Становление депо электропоездов
будущего в России
4.1.
Депо Металлострой
Согласно программе организации
скоростного движения пассажирских поездов на линии Санкт-Петербург
- Москва, на станции Металлострой Октябрьской дороги создается депо,
где будут совмещены эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт
кардинально отличающихся друг от друга по конструкции и исполнению
электропоездов "Сокол" и ЭР2Т. Эти поезда предназначены
для обслуживания соответственно скоростного междугородного и пригородного
сообщений. Проект депо разработан АООТ "Ленгипротранс"
совместно с головным разработчиком технологических процессов и оборудования
ПКБ ЦТ МПС.
4.1.1.
Особенности оснащения депо Металлострой
Согласно основным положениям
системы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания
электропоездов ЭР2Т, модели эксплуатации и организации работ по
текущему содержанию электропоездов "Сокол", а также с
учетом зарубежного опыта было принято решение об организации технического
обслуживания и текущего ремонта электропоездов ЭР2Т и "Сокол"
в отдельных цехах на специализированных ремонтных стойлах. Узлы
и агрегаты, демонтированные с электропоезда "Сокол", намечено
ремонтировать в соответствующих цехах по возможности совместно с
аналогичными узлами и агрегатами электропоезда ЭР2Т. Для остального
оборудования, подлежащего восстановлению на сторонних предприятиях,
предусмотрено создать должные условия для хранения и отгрузки на
эти предприятия.
Разработан также проект цеха технического обслуживания
ТО-3 и текущего ремонта ТР-1, ТР-2 электропоездов ЭР2Т. Он представляет
собой типовой производственный корпус с тремя стойловыми путями,
отдельные участки которых оборудованы смотровыми канавами и эстакадами.
Для выполнения ТО-3 и ТР-1 в стойловой части цеха предусмотрены
смотровые эстакады на опорных стойках. Устройство пола главного
рабочего уровня на отметке 1,2 м ниже уровня головки рельсов и его
покрытие обеспечивают нормальную эксплуатацию агрегатов на аэростатических
опорах. По данным АООТ "Ленгипротранс" сметная стоимость
строительства эстакад на 35 % ниже, чем типовых смотровых канав.
Доступ в зоны обслуживания осуществляется стационарными
и мобильными рабочими площадками, которые в комплексе должны обеспечивать
одновременную работу на всех трех уровнях ремонтного стойла. Обслуживание
подкузовного оборудования, экипажной части с боковых сторон эстакады
и под вагонами ведется как с главного рабочего уровня, так и с передвижных
платформ высотой 0,6 м. Работы по наружной обшивке вагонов вход
в салоны осуществляются с передвижных трапов с высотой площадки
2,4 м.
Чтобы вывешивать и прокручивать колесно-редукторные
блоки при диагностике и заменять вспомогательные машины электропоезда
на эстакаде, разрабатываются специальные агрегаты на аэростатических
опорах. Стойло ТР-2 предназначено для постановки одной секции ЭР2Т.
Оно оборудуется по типовому проекту, дополненному стендом разборки
и сборки моторных тележек, участком ревизии и смены колесных пар
прицепных тележек, механизированной позицией ремонта и испытания
колесно-редукторных блоков в объеме ТР-3, мобильными установками
контроля, испытания и регулировки электрооборудования силовых и
вспомогательных цепей непосредственно на вагонах.
4.1.2.
Организация работ по текущему содержанию электропоездов
Проектные решения, связанные
с созданием ремонтной базы электропоездов "Сокол", были
приняты по модели, определяющей виды технического обслуживания и
текущего ремонта, периодичность и сроки их проведения, перечень
и объем выполняемых работ. Соответственно техническое обслуживание
ТО-1 осуществляется при приемке и сдаче электропоезда по обороту
в пунктах отстоя. ТО-2 выполняется ежесуточно, после двух полных
оборотов и пробеге 1700 км на участках обращения, а ТО-3 - ежемесячно
при пробеге 50 тыс. км.
На рис. 15 приведена циклограмма текущих видов
ремонта и их периодичность. В интервалах ремонтного цикла каждый
последующий текущий ремонт ТР-2 отличаемся о г предыдущего установленным
объемом и перечнем обязательных работ, выполняемых с периодичностью
один раз в три года на основе ресурсных характеристик наиболее ответственных
узлов и агрегатов электропоезда. Согласно принятому регламенту,
при каждом втором текущем ремонте ТР-2, как и при ТР-3, предусмотрена
сплошная замена выработавших ресурс тележек.
|
Рис
15. Циклограмма текущих видов ремонта электропоезда "Сокол"
|
Исходя из характеристик и специфических
особенностей технологии различных видов текущего ремонта, были изучены
возможности совмещения и концентрации процессов восстановления ресурса.
На этой основе приняты проектные решения по ремонтному комплексу
электропоездов "Сокол".
Он представляет собой путевое развитие с соответствующим
расположением блока производственных корпусов; архитектурно-планировочный
проект разработан с учетом их функционального назначения. Цех технического
обслуживания и текущего ремонта располагается в отдельном производственном
корпусе длиной 354 м с пролетом 27 м и тремя тупиковыми стойловыми
путями.
Стойловая часть цеха - это комбинация комплекса
сооружений, которые подобны созданным в депо Гамбург и Мюнхен. Они
образуют ремонтные стойла, каждый из которых по техническому исполнению,
оснащению и расположению площадок специализирован под определенный
вид ремонта (рис.16). Расположенные рядом два стойла, оборудованные
смотровыми канавами эстакадного типа с рабочей площадкой на глубине
1.75 м от уровня головки рельсов, предназначены для технического
обслуживания ТО-2, ТО-3 и текущего ремонта ТР-1. Пол цеха, прилегающий
к этим стойлам, расположенный на 0,95 м ниже уровня головки рельсов
- главный рабочий и транспортный уровень. В смотровые канавы между
рельсами легко попасть как с торца, так и с боковых сторон. Строительство
таких канав по данным АООТ "Ленгипротранс" на 10-12 %
дешевле, чем традиционных. Третье стойло отведено под текущий ремонт
ТР-2 и ТР-3, где осуществляется плановая замена выработавших ресурс
тележек, узлов и агрегатов. Оно представляет собой эстакаду на опорах
с главными рабочими уровнями, расположенными параллельно по разные
стороны стойлового пути ниже уровня головки рельсов соответственно
на 0,95 и 2,4 м.
 |
Рис.16.
Рабочие уровни и ремонтное оборудование цеха ТО и ТР электропоездов
"Сокол" в депо Металлострой
|
Такое проектное решение позволило
свести к минимуму число подъемно-транспортных агрегатов для работы
с площадки на отметке 0,95 м ниже уровня головки рельсов. Замена
тележек на смотровой эстакаде проводится с площадки, пониженной
на 2,4 м. Чтобы было удобно заменять тележки без перемещения электропоезда,
эстакада в местах расположения каждой из них оборудована путевыми
мостками с системой блокировки и стыковки, выдвижными опорами для
вывешивания кузовов и нишами между отдельными опорными стойками
4 эстакады (см.рис.16) в месте их примыкания к рабочей площадке
на глубине 0,95 м.
Для замены тележек предусмотрен подъемно-транспортный
агрегат грузоподъемностью 15 т на аэростатических опорах, который
может перемещаться в двух взаимно перпендикулярных направлениях.
Это позволяет без маневрирования завести его с тележкой под любой
путевой мостик эстакады, установить на рабочую позицию, выполнить
работы по ее демонтажу и разъединению с кузовом вагона, опустить
на требуемую глубину и вывести под перегрузку в подкрановую зону
вспомогательного участка. Подготовительные работы по демонтажу и
разъединению могут быть выполнены предварительно с самоходных рабочих
агрегатов 2 и 3, предназначенных для технического обслуживания подкузовного
оборудования.
Замена модулей подвагонного оборудования электропоездов на эстакаде
предусмотрена с ее боковых сторон. Она осуществляется подъемно-транспортными
агрегатами двух модификаций на аэростатических опорах, которые предназначены
для применения на рабочих площадках, пониженных на 0,95 и 2,4 м.
Техническое обслуживание экипажной части, доступ
к которой затруднен с главного рабочего уровня, выполняется из смотровой
канавы с тележки 1, которая оборудована подъемной платформой с ручным
приводом, перемещающейся по дну канавы на глубине 1,75 м. На эстакаде
ремонтного стойла ТР-2 и ТР-3 это делается с рабочих платформ на
самоходных агрегатах 2 и 3, перемещающихся по полу площадки на отметке
2,4 м ниже уровня головки рельсов вдоль опорных стоек эстакады с
внутренней и наружной ее сторон. Вход в салоны с пола цеха предусмотрен
с передвижных площадок трапного типа на уровне входа в вагон, которые
могут быть использованы также для выполнения работ по наружной обшивке.
Для технического обслуживания крышевого оборудования
предлагается в каждом ремонтном стойле использовать комплекты подвесных
площадок, которые перемещаются вдоль боковых сторон электропоезда
на уровне крыши и обеспечивают доставку ремонтного персонала на
место работы. Каждый из этих комплектов 5 - это тандем из основной
и вспомогательной площадок, которые синхронно перемещаются по отдельным
направляющим, прикрепленным к несущим конструкциям перекрытия цеха.
Площадки оборудованы системой ограждения от падения, откидными мостками
для перехода на крышу вагона. Основная площадка оборудована консольным
краном 6 грузоподъемностью 0,5 т и пультом управления тандемом.
На рабочей позиции комплект трансформируется, образуя с крышей вагона
единую рабочую площадку.
Таким образом, рассмотренное технологическое оборудование
в виде мобильных рабочих площадок в комплексе с главным рабочим
уровнем, расположенным на разных отметках (0,95 и 2,4 м ниже уровня
головки рельсов), обеспечивает беспрепятственный доступ к объектам
технического обслуживания и ремонта на всех трех уровнях - начиная
с замены тележек под загонами состава электропоезда и кончая установкой
полозов токоприемников на крышах трансформаторных вагонов.
К цеху ТО и ТР примыкает производственный корпус,
имеющий пролет 18 м и уровень пола на нулевой отметке. Часть его
производственных площадей отведена под мастерские ремонта специфических
узлов и агрегатов электропоезда "Сокол", впервые применяемых
на отечественном подвижном составе. Другая часть, оборудованная
рельсовыми путями и мостовым краном грузоподъемностью 12,5 т, предназначена
для накопления переходного комплекта тележек, поступающих из заводского
ремонта, а также для отгрузки выработавших ресурс тележек.
Передачу тележек из цеха на участок и обратно
предусмотрено осуществлять по двум отдельным переходам открытого
типа в местах примыкания зданий цеха и вспомогательного участка.
Каждый из переходов представляет собой устройство в виде приямка
с рабочей площадкой и порталом, соединяющим пол цеха на отметке
2,4 м ниже уровня головки рельсов с подкрановой зоной вспомогательного
участка на нулевой отметке. Это позволяет завести подъемно-транспортный
агрегат с разъединительным мостиком и тележкой непосредственно на
позицию перегрузки.
Разработано и оборудование для технического обслуживания,
диагностики ряда ответственных узлов и агрегатов электропоезда "Сокол".
Это переносные и мобильные средства технического диагностирования
вспомогательного, силового электрооборудования, комплексов бортовых
систем управления поездом, жизнеобеспечения пассажиров в вагонах,
не стандартизированное оборудование для ремонта и испытания большинства
демонтированных узлов и агрегатов (за исключением тех, производство
которых предусмотрено по кооперации на сторонних предприятиях).
Впервые в отечественной практике будет внедрен
комплекс, осуществляющий техническую диагностику колесных пар в
процессе движения электропоезда бесконтактным способом. Этот комплекс
оснащен различными по функциональному назначению напольными устройствами
телеметрического контроля и измерений с персональными компьютерами,
объединенными в локальную сеть с другими компьютерными системами.
Он располагается на отдельном прямом участке пути, через который
электропоезда пропускаются в стойла ремонтных цехов, вспомогательного
корпуса и парки отстоя. При проходе электропоезда через участок
комплекса со скоростью не более 6 км/ч для каждой колесной пары
выполняется дефектоскопия бандажей с контролем состояния их поверхности
и замером геометрических параметров. Получаемые результаты через
локальную сеть передаются соответствующим потребителям компьютерной
информации, а при выявлении дефектов, устранение которых требует
обточки, - в компьютерную систему управления колесообрабатывающим
станком. Обточка колесных пар без выкатки предусмотрена в отдельном
производственном помещении на специализированном стойле, оборудованном
двухсуппортным станком фирмы "Хегеншайдт" (ФРГ). Он позволяет
в автоматическом режиме, исходя из допускаемых отклонений диаметров
комплекта колесных пар электропоезда, определять оптимальные параметры
обработки профиля бандажей.
Для подготовки электропоездов в очередной рейс
предусмотрен производственный корпус с двумя сквозными стойловыми
путями - отдельно для электропоездов "Сокол" и ЭР2Т. Они
оснащены технологическим оборудованием, обеспечивающим наружную
обмывку вагонов, экипировку и уборку салонов, причем в зимний сезон
- и оттаивание оборудования под составом, а для ЭР2Т - сушку изоляции
обмоток тяговых электродвигателей. Для наружной обмывки вагонов
предусмотрена хорошо зарекомендовавшая себя установка фирмы "Везумат"
(ФРГ). В автоматическом режиме в соответствии с заданной программой
она выполняет весь технологический процесс обмывки, начиная с предварительного
обогрева или охлаждения наружной обшивки вагонов. Процесс завершается
сушкой перед перемещением на следующую позицию. Расчетное время
на наружную обмывку электропоезда ЭР2Т из 10 вагонов длиной 202
м составляет 20-24 мин., а "Сокола" из 12 вагонов длиной
323 м - 35-40 мин.
Позиции уборки и санитарной обработки вагонов
оснащаются средствами и устройствами, обеспечивающими высококачественную
подготовку электропоездов к рейсу. Так, для уборки салонов электропоезда
ЭР2Т предусматривается стационарная вакуумная установка с разводящей
сетью в комплексе с устройством отсоса пыли и увлажнения, которые
располагаются вдоль всей позиции, что обеспечивает одновременную
уборку всего состава.
На электропоезде "Сокол" подобные работы
должны осуществляться переносными средствами малой механизации,
включая пылесосы и полотеры промышленного назначения. Санитарная
обработка выполняется специальным оборудованием, располагаемым вдоль
рельсовых путей позиции с комплектами устройств, индивидуальных
для каждого вагона. Их назначение - опорожнение и промывка туалетных
баков вакуумным способом, прием и сброс сточно-фекальных вод в канализацию,
экипировка. Все вагоны обслуживаются одновременно в течение не более
30 мин. Аналогичными устройствами оборудована позиция обслуживания
электропоездов ЭР2Т, где требуется промывка туалетов и заправка
водой головных вагонов.
Предусмотрено создание автоматической системы
управления депо (АСУД) на базе персональных ЭВМ. Она предназначена
для планирования, управления и организации работы депо, рационального
расходования ресурсов, регулирования информационных потоков и обеспечения
взаимодействия структурных подразделений внутри и вне депо через
телекоммуникационную связь с АСУ вышестоящих отраслевых структур
управления и сторонних предприятий-партнеров.
Объектами автоматизации, где будут использованы
информационные технологии АСУ, являются производственные подразделения
и органы управления на всех уровнях, образующих инфраструктуру депо.
Это позволит решать задачи, связанные с оперативным управлением,
анализом, учетом и отчетностью во всех сферах деятельности предприятий
локомотивного хозяйства.
Оптимизация производственных процессов, выполняемых
на ремонтных стойлах, управление комплексом средств технологического
оборудования осуществляются отдельной подсистемой, входящей а состав
АСУД. Она обеспечивает:
- сбор и обработку информации о техническом состоянии
наводящихся в пути следования электропоездов "Сокол",
выдаваемой бортовой аппаратурой диагностики и позволяющей до прибытия
поездов в депо определить дополнительный объем работ, предварительно
спланировать и организовать их техническое обслуживание и ремонт;
- контроль за ходом технологических процессов
и выдачей информации о готовности электропоездов к выпуску на
линию;
- ввод и обработку информации от средств технического
диагностирования и испытаний в компьютерную систему управления
технологическим оборудованием, другим информационным потребителям.
АСУД дополняется системой
промышленного телевидения, обеспечивающей визуальное наблюдение
за ходом работ на ремонтных стойлах и позициях, круглосуточный контроль
за ситуацией на территории депо и в парках отстоя электропоездов.
|