|
Осмотр и проверка автосцепного
устройства при периодическом ремонте подвижного состава гарантируют
надежную работу в межремонтные сроки. Однако в эксплуатации возможны
случаи повреждения, чрезмерного износа деталей, проявления дефектов
изготовления, которые могут вызвать нарушение нормального действия
автосцепного устройства, а при определенных неблагоприятных условиях
привести к саморасцепу автосцепок или излому отдельных деталей.
Саморасцеп в пути следования иногда приводит к набеганию отцепившейся
части состава, а излом - к падению деталей на путь, вследствие чего
возможен сход подвижного состава с рельсов.
|
Рис.4.
Механизм автосцепки |
Замок автосцепки в сцепленном
состоянии удерживается в нижнем положении предохранительным устройством.
Если размеры элементов деталей, входящих в это устройство, находятся
в определенных нормах, обеспечивающих надежное действие механизма,
то при рабочих процессах исключаются поломки деталей автосцепки
или саморасцепы. Наиболее часто встречающейся неисправностью является
недействующий предохранитель от саморасцепа. Надежность действия
предохранителя от саморасцепа определяется размером, а вертикального
зацепления противовесом верхнего плеча предохранителя в сцепленном
состоянии (рис.4.). Износы шипа 7 для навешивания замкодержателя,
стенок овального отверстия 6 замкодержателя, забоины и закругления
на его противовесе 4 и торце верхнего плеча 5 предохранителя понижают
надежность действия автосцепки, так как при этом уменьшается размер
вертикального зацепления. Кроме того, износы тяговой поверхности
большого зуба корпуса и лапы замкодержателя вызывают дополнительный
поворот замкодержателя на размер износа и соответствующее опускание
противовеса. На вертикальное зацепление также влияет износ малого
зуба смежной автосцепки, который в сцепленном состоянии находится
в зеве и взаимодействует с лапой замкодержателя.
Если размеры указанных износов выше допускаемых,
то в сумме они могут вызвать значительное опускание противовеса,
когда вертикальное зацепление а у растянутых автосцепок будет настолько
мало, что его станет недостаточно для удержания предохранителя,
а следовательно, и замка (в нижнем положении), и под влиянием внешних
сил, действующих в условиях эксплуатации, замок может уйти внутрь
кармана корпуса, т. е. произойдет саморасцеп.
Большую роль для надежного действия автосцепки
имеет зазор между торцами верхнего плеча предохранителя и противовеса
замкодержателя, определяющий свободное перемещение замка при включенном
предохранителе. Этот зазор характеризует работу механизма автосцепки
при сцеплении. Износы торца верхнего плеча 5 предохранителя и торца
противовеса 4, отверстия предохранителя 8 и шипа замка 9, а также
изгибы замкодержателя и предохранителя приводят к увеличению зазора
в. Это может вызвать опережение включения предохранителя,
т. е. в процессе сцепления его торец упирается в противовес, так
как не успевает пройти над ним раньше, чем тот поднимется до уровня
опорной поверхности полочки. В таком случае произойдет изгиб или
излом деталей предохранительного устройства и, как следствие, саморасцеп
в результате частичной или полной потери вертикального зацепления.
Значительные изгибы верхнего плеча предохранителя,
износы его торца и стенок отверстия могут привести к уменьшению
размера б - перекрытия полочки 3 верхним плечом 5 предохранителя.
Этому способствуют также износы стенок овального отверстия 2 в замке,
стержня 1 валика подъемника и стенок отверстия для него в корпусе.
Недостаточное перекрытие полочки верхним плечом предохранителя приводит
к падению его с полочки. В процессе последующего сцепления произойдет
излом полочки, предохранителя или шипа замка, что также, может вызвать
саморасцеп автосцепки.
Недостаточное расстояние г от рабочей поверхности
лапы замкодержателя в свободном положении до торцовой поверхности
замка также способствует опережению включения предохранителя, так
как при сцеплении автосцепок замкодержатели начнут свое движение
раньше чем замки, особенно если учесть, что при ударе малого зуба
по лапе замкодержателя противовес может подняться выше полочки и
перекрыть движущийся по полочке в процессе сцепления предохранитель.
В эксплуатации также встречаются случаи износа
шипа 7 (на конус) для навешивания замкодержателя. Тогда замкодержатель,
спадая с шипа, прижимается к замку, последний теряет подвижность
и замкодержатель принимает положение, при котором противовес 4 будет
поднят выше полочки 3 для предохранителя. В процессе сцепления произойдет
опережение включения предохранителя.
Однако чрезмерно увеличивать вертикальное зацепление
а противовесом верхнего плеча предохранителя, например наращиванием
противовеса сверху, нельзя, так как он будет препятствовать свободному
проходу предохранителя при сцеплении автосцепок, что приведет к
излому деталей предохранительного устройства. Также нельзя уменьшать
зазор (до в = 0) между торцами противовеса и предохранителя,
так как предохранитель после сцепления автосцепок может остаться
на противовесе и не соскочит на полочку, т.е. будет находиться в
выключенном состоянии. Чрезмерное увеличение расстояния г
от лапы замкодержателя до торцовой поверхности замка приведет в
сцепленном состоянии (при нажатии на лапу малым зубом смежной автосцепки)
к небольшому подъему противовеса, поэтому вертикальное перекрытие
а будет недостаточным. Значительное уширение полочки для
создания большого перекрытия вызовет удары замка по ней при сцеплении
автосцепок и, как следствие, ее излом или излом нижнего плеча предохранителя.
Таким образом, все размеры деталей автосцепки
должны находиться в определенных нормами пределах и контролироваться
при периодическом ремонте подвижного состава. В автосцепке СА-3
корпус и детали механизма сцепления имеют размеры с допускаемыми
отклонениями, выбранные исходя из наиболее благоприятных условий
работы механизма.
Саморасцепы автосцепок могут происходить не только
вследствие неисправностей деталей, но и по другим причинам. Так,
короткая цепь расцепного привода при сжатии поглощающего аппарата,
а также при значительном боковом отклонении автосцепки на кривой
поворачивает валик подъемника. Подъемник, находящийся на квадратной
части валика, широким пальцем поднимает нижнее плечо предохранителя,
в результате чего верхнее плечо выше противовеса замкодержателя,
т. е. предохранитель от саморасцепа выключится. Цепь расцепного
привода увеличенной длины также может создавать условия для саморасцепа
автосцепок, так как поезд при невнимательном осмотре может быть
отправлен с рычагом, установленным в расцепное положение. При этом
возникает неполное сцепление или выключается предохранитель от саморасцепа,
как и при короткой цепи.
Саморасцеп автосцепок может вызвать также попадание под замок снега,
песка и других посторонних предметов, так как в этом случае в процессе
сцепления замок не сможет полностью возвратиться в свое нижнее положение
и опереться непосредственно на перемычку малого зуба. Поэтому предохранитель
не соскочит с противовеса на полочку, а останется лежать на нем,
и предохранитель от саморасцепа будет выключен.
Превышение допускаемой разницы высот между продольными
осями автосцепок может явиться причиной саморасцепов при движении
поезда на участке пути, имеющем большую просадку или пучины, а также
при проходе отцепа вагонов, например, через сортировочную горку,
когда резко сокращается площадь зацепления замков и автосцепки могут
расцепиться.
Нарушения правил эксплуатации (роспуск вагонов
с горки на повышенной скорости, неправильное ведение поезда и т.
д.) и ремонта автосцепного устройства часто приводят к появлению
трещин и изломов в его деталях. Причиной излома может быть и чрезмерный
износ деталей.
Износы деталей центрирующего прибора вызывают
провисание автосцепки, приводящее при движении поезда к неравномерному
и повышенному износу поверхностей контура зацепления автосцепки
и нижней части замыкающей поверхности замка, а также смятию его
наружной кромки. Износы поверхностей контура зацепления, деталей
шарнирного соединения автосцепки (перемычка хвостовика, поверхности
клина тягового хомута, стенки отверстий для клина и задняя опорная
часть в тяговом хомуте), а также упорной плиты, упоров и поглощающего
аппарата, приводящие к увеличению суммарного продольного зазора
в автосцепном устройстве, вызывают рост продольных динамических
усилий в поезде и, следовательно, повышенную вероятность повреждения
деталей.
В эксплуатации, особенно при сцепленном состоянии
автосцепок, проверить все размеры, определяющие надежность действия
автосцепного устройства, практически невозможно. Поэтому при осмотре
в поездах дается только общая оценка работоспособности устройства
в целом.
|